Марков б.в. – люди и

Марков Б.В. – Люди и знаки: антропология межличностной коммуникации.-2011

Предлагаемая вниманию читателей монография отражает лингвистический поворот в философии XX века. Осмысляя функционирование языка в современном обществе, автор стремился расширить его понимание. Но поскольку никто не знает, что такое язык на самом деле, остается анализировать и синтезировать его образы и модели, разрабатываемые в философии, лингвистике, теории коммуникации, антропологии, этике и в когнитивных науках. Именно эти дисциплины имеют дело со сложными системами, одной из которых является язык.
Игнорируя технику его анализа, невозможно правильно поставить и решить сложные философские вопросы о бытии и сущем, познании и ценности, человеке и обществе. Целью исследования является объединение достижений аналитической философии языка, герменевтики, структурализма, семиологии, психоанализа и антропологии и применение их методов для решения проблем коммуникации в научной и социальной практике. Своеобразие книги состоит в разработке философской проблематики различных форм коммуникации. Особое внимание уделяется невербальным формам коммуникации, предлагается техника анализа таких медиумов, как образы и звуки, тело, лицо, жилище, еда и др.

СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие 5

Аналитическая философия языка 28
Семиотика: семантический и прагматический аспекты 33
Значение значения 38
Дилемма духовного и телесного в когнитивных науках 48

Язык как событие 55
Теория речевых актов 61
Теория дискурса 65

Герменевтика и теория коммуникации 70
Имманентная герменевтика Хайдеггера 77
Философская герменевтика Гадамера 81
Герменевтика и деконструкция 86
Фонология и грамматология 92
Философия коммуникации в России 97

Язык как предмет философской антропологии 105
Язык как средство нормализации и социализации человека 108
Автопластическая функция речи 112
Магия звука 115
Голос и текст 119
Голос и мелодия 121
Зов бытия 125
Философия музыки 132

Медиумы христианской коммуникативной системы 141
Эманация 143
Теология визуальной ориентации 150
История образа 162
Онтология иконы в древнерусской философии 166
Лик и икона 169
Забота о себе в греко-римской культуре 179
Исповедь и наставление как форма духовной практики 186
Евангелие: трансформация понимания 194

Речь и письмо 204
Чтение и книга в процессе цивилизации 213
Автор и читатель 218

Рациональность и повседневность как медиумы коммуникации 221
Повседневность и рациональность 224
Ориентирование в повседневной жизни 225
Рациональность в эпоху постмодерна 228

Антропология интимной коммуникации 233
Дискурсы о душе 235
Симпатическая магия 241
Истина и удовольствие 246
Тело и знаки 252

Диспозитивы желания 258
Знаки страсти 261
Нагота 264
Телесные практики нормализации 275

Гендерная коммуникация 282
Мужское и женское в современном обществе 284
Метафизика рождения 288
Загадка женщины 295
Капитализм и семья 299
Сексуальность как диспозитив власти 306
По ту сторону знания, власти и сексуальности 310
Культура и гендер 318

Общение лицом к лицу 327
Лицо и межличностное общение 328
История лица 330
Антропология лица 335
Лицо: национальное и общечеловеческое 338

Дом как пространство общения 342
Где может преклонить голову сын человеческий? 345
Машина жилья 354
Инсуляция и инсталляция . 360

Удовольствие и вкус как медиумы коммуникации 362
Евхаристия и обмен сердцами 366
Антропология вкуса 368
Парфюмерная революция 374

Коммуникация в рамках большого города 380
Трансформация города . 382
Антропология и метафизика Петербурга 388
Человек в пространстве мегаполиса 389
Коммуникация и урбанизация 403

Язык гостя 407
Путешествие как признание Другого 408
Туризм 413

Человек в сетях массмедиа . 422
Эволюция форм коммуникации 426
Публика 433
Массмедиа 438
Человек и компьютер 442
Интернет и глобализация 448
Философия в эпоху массмедиа 453
Пространства коммуникации в условиях современности 457

Дискурсы о мире 462
Этнос 464
Нация 468
Космополитизм и права человека 473
Национальное и национализм в России и в Европе 477
Конфликт как форма коммуникации 484

Язык памяти 493
Философия памяти 494
Антропология и политика памяти 497
Память и революция 501

Знаки, деньги, вещи 505
Революция и мораль 510
Эпоха потрясений 518
Свобода и дискурс 521
Все на продажу 528
Тотальность и бытие 533
Отчуждение и овеществление . 539
Субъекты истории: трудящиеся или учащиеся? 544
Дискурс Маркса сегодня 547

Символическое производство в России и на Западе 554
Социалистический реализм и виртуальная реальность 557
Авангард и народная культура 561
Общество труда 569
Общество благоденствия 572
Искусство и экономика 578

Описания общества. Дискурсы либерализма 582
Либерализм как искусство управления 586
Немецкий либерализм 592
Правовое государство 594
Либерализм во Франции 596
Американский неолиберализм 598
Homo oeconomicus 605
Либерализм в теории и на практике 610

Проблема единства в консервативной философской традиции 614
Язык единства 615
Человек как гражданин мира . 618
Государство и человек в философии свободы Гегеля 622
Идея Европы Э. Гуссерля 631
Герменевтика жизни В. Дильтея 632
Консервативная революция М. Хайдеггера 635
Торгаши и герои В. Зомбарта 638
Рабочий Э. Юнгера 640
Традиционализм и консерватизм у Ю. Эволы 642
Элита и общество 643
Образ России 652
Заключение. 659

– Марков Б.В. – Знаки бытия.(Слово о сущем).-2001

Настоящая книга, посвященная центральной проблеме философии XX века, проблеме языка, состоит из 4 частей: “Знаки, язык, интерпретация”, “Знаки и жизнь”, “Мораль как дискурс и практика”, “Знаки времени”.
Сегодня, когда интереc наук о знаках сосредоточен на прагматическом аспекте, которым семиотика обозначает отношение между языком и человеком, данная книга должна вызвать большой интерес философов, специалистов по семиотике, герменевтике, когнитологии.

СОДЕРЖАНИЕ

Часть 1. ЗНАКИ, ЯЗЫК, ИНТЕРПРЕТАЦИЯ
ФИЛОСОФИЯ И ЯЗЫК
ЗНАЧЕНИЕ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ
ЯЗЫК КАК ФОРМА ЖИЗНИ
ОТ ОПЫТА СОЗНАНИЯ К ОПЫТУ БЫТИЯ
ГЕРМЕНЕВТИКА И ДЕКОНСТРУКЦИЯ
ПСИХОАНАЛИЗ И ДЕКОНСТРУКЦИЯ

Часть 2. ЗНАКИ И ЖИЗНЬ
ПОНЯТИЕ ЖИЗНИ В ФИЛОСОФИИ
ГЕРМЕНЕВТИКА ЖЕЛАНИЯ
ОДОМАШНИВАНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СТАДА
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОЦЕСС ЦИВИЛИЗАЦИИ
ИСТИНА И УДОВОЛЬСТВИЕ

Часть 3. МОРАЛЬ КАК ДИСКУРС И ПРАКТИКА
ВОЛЯ К ВЛАСТИ
ГУМАНИЗМ
МОРАЛЬ И РАЗУМ
ДРУГАЯ СВОБОДА
ДАР

Часть 4. ЗНАКИ ВРЕМЕНИ
ФИЛОСОФИЯ ВРЕМЕНИ
НАЧАЛО И ПОВТОРЕНИЕ
ЗНАКИ СОВРЕМЕННОСТИ
ИНТЕРНЕТ И КОММУНИКАЦИЯ
РОССИЯ И ЕВРОПА
ЧЕЛОВЕК И ГЛОБАЛИЗАЦИЯ МИРА

– Марков Б.В. – Проблемы обоснования и проверяемости теоретического знания.-1984

В монографии проблема обоснования и проверяемости теоретического знания ставится и разрешается на основе диалектико-материалистических принципов исходя, в частности, из принципа обусловленности знания развитием социальной практики. Рассмотрение знания в развитии позволяет оценить изменения теории в связи с полученными (положительными или отрицательными) результатами экспериментов или любого другого вида исследования. Предложенный подход к знанию может быть использован как в естественных, так и в общественных науках.
Для специалистов в области логики и методологии научного познания, преподавателей и аспирантов философских факультетов.

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3

Глава I. Критика неопозитивистской и постпозитивистской концепции обоснования науки 7
1. Проблема эмпирического базиса знания в современной буржуазной философии науки
2. Критический анализ немарксистских подходов к проблеме проверяемости научного знания 22
3. Диалектико-материалистические принципы анализа научного познания 34

Глава II. Структура научного знания как объект философского исследования
1. Структура научной теории 50
2. Предпосылочное знание в структуре научного исследования 61
3. Проверочное знание, его природа и функции 75

Глава III. Проверяемость и развитие научного знания 89
1. Критерии научной состоятельности теоретических форм знания 90
2. Гносеологические трудности эмпирической проверяемости научных гипотез 99
3. Проблема проверки теоретических допущений в контексте развития науки 111

Глава IV. Философские предпосылки научного познания и проблема их обоснования 125
1. Философские основания науки (сравнительный анализ научных программ Аристотеля и Галилея) 126
2. Диалектический анализ и синтез в развитии научного знания 138
3. Проблема обоснования философских предпосылок науки 150
Заключение 164

– Герменевтика и деконструкция.-1999

Книга представляет собой итог совместной исследовательской работы кафедры философской антропологии философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета и института философии Грейфсвальдского университета Германии и ученых из университов Финляндии и Польши, который направлен на освоение техники деструкции, деконструкции и герменевтики с целью развития современного философского дискурса.
В книге дается философский анализ герменевтики и деконструкции и предпринимается попытка осмыслить их взаимодополнительность.
Впервые представлены переводы статей Х.-Г. Гадамера, в которых он полемизирует с Ж. Деррида.

СОДЕРЖАНИЕ

I
Вернер Штегмайер. Деконструкция и герменевтика. К дискуссии о разграничении 4
Борис Марков. Герменевтика Dasein и деструкция онтологии у Мартина Хайдеггера 10
Мацей Потепа. Этика и герменевтика у Шлейермахера 34
Юсси Коткавирта. Философская герменевтика Х.-Г. Гадамера 47

II
Вернер Штегмайер. Жак Деррида: деконструкция европейского мышления. Баланс 68
Хартвиг Франк. Деконструкция логики – логика деконструкции? 92
Валерий Савчук. Чистая критика Вальтера Беньямина 105
Ральф Витцлер. Ответственность Европы. Деконструктивная этика на примере Жака Деррида 136
Туя Пулькинен. О перформативной теории пола. Проблематизация категории пола Юдит Батлер 167
Борис Марков. От опыта сознания к опыту бытия 182

III
Ханс-Георг Гадамер. Текст и интерпретация. (Из немецко-французских дебатов с участием Ж. Деррида, Ф. Форгета, М. Франка, Х.-Г. Гадамера, Й. Грайша и Ф. Ларуелля) 202
Ханс-Георг Гадамер. Деконструкция и герменевтика 243
Об авторах 255

– Марков Б.В. – Человек, государство и Бог в философии Ницше.-2005

В книге анализируются сочинения Ф. Ницше в контексте философии XIX в., осуществляется реконструкция, сравнение и анализ наиболее интересных сочинений о Ницше, написанных в ХХ в., исследуются перспективы использования проектов Ницше для сохранения жизнеспособности современного общества.

СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. ПО НАПРАВЛЕНИЮ К НИЦШЕ
Как читать Ницше
Философия и судьба

Глава 2. СОЧИНЕНИЯ И ИДЕИ НИЦШЕ
Ницше и философия XIX столетия
Шопенгауэр
Ницше и Вагнер
Музы и Сирены: Рождение трагедии из духа музыки
О пользе и вреде истории для жизни
Университет как питомник для юношества
Земля и небо: Утренняя заря
Человеческое, слишком человеческое
Что сказал Заратустра?
Радостная наука
Анти-Христос
Воля к власти

Глава 3. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ НИЦШЕ В ФИЛОСОФИИ ХХ ВЕКА
Ясперс и Ницше
Хайдеггер и Ницше
Шелер и Ницше о нации
Лёвит: между Ницше и Хайдеггером
Спасти Ницше от Хайдеггера (Мюллер-Лаутер)
Ницше: адвокат Бога или черта? (Штегмайер)
Ницше во Франции
Рецепции Ницше в Америке
Ницше в России

Глава 4. ФИЛОСОФИЯ НИЦШЕ И СОВРЕМЕННОСТЬ
Философия культуры
Генеалогия и история
Бог, религия и церковь
Человек
Большая политика
Национальное государство и его судьба
Мораль и политика

– Марков Б.В. – Храм и рынок. Человек в пространстве культуры.-1999

Ответом на вопрос о том, что такое человек? являются не только возвышенные философские рассуждения, но и другие культурные достижения. В предлагаемой вниманию читателей книге на богатом историческом материале раскрывается широкая панорама разнообразных мест формирования человеческого в культуре. Особое внимание уделяется эволюции повседневной жизни людей, проживающих в пространстве города. Городская среда, включающая архитектуру и интерьеры зданий, дисциплинарные и моральные учреждения, коммуникативные системы и прочие все более усложняющиеся сети взаимозависимостей, представляет собой не только физическое, но и символическое пространство, формирующее соответствующий габитус человека. Проведенное исследование позволяет сделать важный в теоретическом и в практическом отношении вывод: цивилизация делает рывок вперед там и тогда, где и когда удается совместить земное и небесное, духовное и телесное, моральное и экономическое в форме устройства такого порядка, где бы ценности храма и рынка переплетались, а не исключали друг друга. Изучению формирования сетей такого цивилизационного порядка и посвящается данная книга. В условиях инфляции философского дискурса она поможет обрести широкому кругу читателей уверенность в том, что только хорошо продуманные и ответственные решения могут направлять волю людей к свободе.

– Марков Б.В. – Философская антропология.(Очерки истории и теории).-1997

К традиционным дискурсам о человеке: научному, религиозному, моральному, метафизическому присоединились и новые, опирающиеся на интенсивно развивающиеся современные гуманитарные науки психоанализ, семиологию, этнографию, структурную антропологию. В связи с этими дискуссиями представляется целесообразным описать способы проблематизации человека и попытаться в их многообразии увидеть некое единство.
Книга, автором которой является ведущий отечественный специалист в области философской антропологии, знакомит читателя с основными представлениями о человеке в религии, науке, философии и указывает перспективные направления изучения человека в современной культуре. В ней дан анализ основных феноменов человеческого бытия: заботы о себе, духа и плоти, души и сердца, свободы и права, желания и власти, сознательного и бессознательного. Не оставят читателей равнодушными такие проблемы, как метафизика любви, антропология интимного, культура стыда и чести и другие. В книге предложена антропологическая экспертиза современного общества. Издание предназначено для студентов, аспирантов и преподавателей гуманитарных специальностей, а также для читателей, интересующихся современными проблемами гуманитарного знания.

– Марков Б.В. – Культура повседневности: учебное пособие.-2008

Учебное пособие, написанное в соответствии с Государственным образовательным стандартом по специальности (направлению) Культурология, посвящено эволюции повседневности, рассматриваемой автором через взаимодействие мира вещей и сознания. Автор демонстрирует, как мир вещей меняет сознание человека. В книге показывается важная роль традиционных практик воспитания людей, которые должны сохранять свое значение и в современную эпоху высокой рафинированной культуры. Автор делает важный в практическом отношении вывод: цивилизация делала рывок вперед при тех условиях, когда удавалось совместить земное и небесное, телесное и духовное, моральное и правовое, экономическое и этическое в устройстве повседневных пространств жизни.
Книга предназначена для студентов, аспирантов, преподавателей, занимающихся философской и социальной антропологией, для культурологов и педагогов.
___________________________________________
Марков Борис Васильевич (р. 07.1946) специалист в области философской и культурной антропологии методологии и теории познания. Окончил философский факультет (1971), аспирантуру (1974) Ленинградского государственного университета под руководством проф. М.С. Козловой, преподает там же с 1974. Доктор философских наук (1987)

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *